stats_ok: (Default)
[personal profile] stats_ok
Мы бегло ознакомились с условиями становления общества, его ценностей, и социальных ролей.
Но гораздо интереснее посмотреть динамику этих основоположных устоев.
С тех давних пор в колоде общественного уклада появились новые карты с новыми функциями. Мы должны благодарить за это естественную эволюцию цивилизации, а именно такие процессы, как: разделение труда и специализация; технический прогресс; глобализация, удовлетворение базовых потребностей и переход к высшим, духовным. Рассмотрим конкретно эволюцию наших начальных факторов.
Итак, сила как фактор выживания. Верно ли сегодня, что самый сильный – самый главный и самый успешный? Давайте оглянемся в поисках сильных в том, первобытном понимании - тонна тестостерона, мышцы, агрессия, стремление к первенству. Найдем их в основном изолированными в специальных местах. Как же это случилось?
А случилась трансформация ценностей.
Сила больше не определяет успех. Жилье и еду уже не нужно производить своим трудом – можно купить за деньги. И дом, и пищу производят технологии, оборудование и наемный персонал. Функция защиты перешла к государству – есть структуры, как для защиты страны, так и для гарантии внутренней безопасности (кстати, в том числе и от тех же агрессивных доминантных самцов). Сила в качестве мышц и агрессивности может пригодиться в спорте и шоу-бизнесе, а также на низкооплачиваемых работах – грузчика, строителя, лесоруба.
Людям нет необходимости выживать. Мотивация людей сегодня – достаток, признание, общественное положение. Для этого нужны интеллект, амбиции, хватка, дарования – а все это в равной мере доступно как мужчинам, так и женщинам.
Вывод: схема общественного строя «покровитель – зависимый», обусловившая второстепенное положение женщин,  больше не актуальна. Отношения покровительства могут теперь быть просто личным выбором, и притом любого пола.
А что у нас с потребностью в прогрессивном размножении? О, да она вывернулась наизнанку! Мы на грани перенаселения и продовольственных ресурсов! Мужья боятся услышать от нас заветные слова об увеличении семьи. Мы не голодаем и не воюем, эпидемии ликвидированы прививанием, развитие медицины позволило значительно уменьшить детскую смертность. И вырастить теперь нужно не воина и не крестьянина – а образованного, культурного, квалифицированного гражданина. А сделать такие вложения реально, если в семье один, максимум двое детей.  Государство вяло агитирует за прирост населения, но, судя по состоянию садиков, школ и поликлиник, а также педагогов и врачей – ему это все не так уж и важно. Даже религия начинает признавать контрацепцию. Жизнь изменилась, и государству выгоднее регулировать миграционные потоки, чем создавать качественную «детскую» инфраструктуру.
И как же теперь выглядит  ценность женской репродуктивной функции? Хотела сказать – как проклятие, но возьму это слово назад. Семьи в большинстве своем все еще хотят ребенка, реже двоих. Но сколько усилий они прилагают к тому, чтобы именно такое количество и реализовать! Благо, способов и возможностей много. И с другой стороны: шансы бездетной женщины воспроизвести потомка на сегодняшний день весьма значительны благодаря достижениям медицины.
Вывод. В обсуждаемой традиционной роли женщины изъята ценность репродуктивной функции. Если бы существовали женщины, способные зачать и родить исключительно 1-2 детей – они бы пользовались неимоверным спросом. Да, вот они были бы ценны. А так качество, которое развивалось в нас путем многовековой селекции – зачинать и рожать безостановочно – стало проблемой человечества. И собственно для женщин даже в большей степени.
 
Еще у нас был фактор политики власти. Изменился ли он со временем?
Давайте отталкиваться от того, что институт власти и сформировался, и дальше эволюционировал в условиях патриархального строя. А что такое патриархальный строй? Это система общественных отношений, которая базируется на вертикальном жестком подчинении, ориентированная на ценности силы и лидерства. То есть ценности сохранились с тех пор, когда выживал сильнейший. Мы уже убедились, что фактор силы больше не актуален для успешности индивидуума. Но для власти как таковой и для ее представителей это по-прежнему решающий фактор. Представитель власти любого уровня не обязательно будет лучшим специалистом в своей сфере. Зато он обязательно будет тем, кто обошел конкурентов всеми доступными способами в погоне за властными полномочиями, которые умножат его силу. И, конечно, это будет мужчина, чем выше должность – тем выше вероятность.
Из сказанного я делаю вывод. Общество подобно живому организму: каждый день оно взаимодействует с окружающей реальностью, и когда она меняется – общество приспосабливается. То есть, соответствует велениям времени.  Власть, как искусственная структура – таким изменениям сопротивляется. Поэтому между категориями общества и власти нарастает дистанция. Управленческие решения неактуальны, они отстают от современных потребностей, и поэтому вызывают активное неудовольствие в массах. Среди неудовлетворительных моментов – в том числе и практическая дискриминация женщин.
Потому, что вертикальная власть, ориентированная на силовые ценности – оставляет на второстепенном положении те сферы, которые не служат увеличению могущества. По крайней мере - напрямую и прямо сейчас. Могущество сегодня – это высокий доход, это большие денежные потоки, это силовые структуры. А самое главное, самое желанное – управление всем этим. Вот здесь и сосредоточены наши властьимущие мужчины.
А социальная сфера остается за бортом. Медицина, образование, социальная инфраструктура – сферы, не дающие бонусов во властной иерархии, не приносящие доход. Это обслуживание быта, если провести параллель с распределением семейных обязанностей. Требует много времени, умений, ответственно в каждом маленьком проявлении – но как часто за это говорят спасибо, как высоко это ценят? Не удивительно, что второстепенные сферы власть оставляет женщинам.
Вывод.  Фактор влияния власти на роль женщины – остается актуальным и сегодня.
 
А как сегодня обстоят дела с влиянием традиций?
Здесь можем наблюдать некоторое послабление. Да, большая масса людей по-прежнему бежит в этом колесе – перенимают заветы от родительского образа жизни, воплощают в своей жизни и передают детям. И ни на одном этапе не возникает желания осмыслить для себя важность тех или иных условностей.
Но есть и другие тенденции.
Кто был всегда главным настоятелем соблюдения традиций? В первую очередь – общество, для которого естественным является избегать нового, держаться проверенного предками курса. Так же в большой мере таким блюстителем была религия – она же и формировала многие традиции.
Но влияние общества сегодня минимизировано. Семьи больше не живут так плотно на одной территории (хоть в доме, хоть в селе). Молодежь часто уезжает от родителей учиться, а потом и жить в другие города. Жизнь сегодня предоставляет людям больше выбора, чем когда-либо еще: это и выбор места жительства, и выбор профессии, и семейные решения. Имея выбор, трудно отказываться от него только потому, что соседи не одобрят.
Влияние религии по известным причинам сильно уменьшилось в недавний период. В последнее время этот институт активно восстанавливается. Но я бы не стала говорить о том, что сегодня вера подавляет свободу умеренно верующего (или неверующего) индивидуума, а таких пока большинство.
Да, девушке сегодня проще получить добрачный опыт отношений, пожить в гражданском браке. Женщины все реже отказываются от разводов только потому, что это повлечет порицание общества. Особенно нейтрально отношение к этому в больших городах. В глубинке, в более изолированной от изменений среде, традиции отступают медленнее.
Но все же, я утверждаю, что традиции все еще основательно портят нам жизнь. И в основном это касается неуспешных трансформаций женской роли, которые проводились советской властью. С одной стороны женщинам с триумфом дали равные права с мужчинами, но с другой – ничего не изменили в семейном укладе. С тех пор у женщин две работы – одна наравне с мужчинами (на тракторе, на заводе, как мы помним), и другая – после работы дома: скупиться, приготовить, постирать, погладить, убрать. Ну да кому я рассказываю.
Вывод. Фактор влияния традиций продолжает действовать, но его влияние утратило свою силу.
 
Так как же изменились те условия, которые сформировали традиционную роль женщины?
Женщина сегодня не слабее мужчины, она имеет все личностные данные и внешние условия для успешной реализации.
Ценность женщины не заключена больше в репродуктивной функции. Женщина вольна самостоятельно решать, когда и сколько иметь детей, и рожать ли вообще.
Таким образом, объективные факторы второстепенного положения женщин не являются более актуальными.
Политика власти – та причина, по которой сферы преимущественной занятости женщин прозябают. Политика власти – та причина, по которой права женщин защищены во многих случаях декларативно.
Влияние традиций есть, но не довлеющее. Женщина имеет возможность поступать вопреки традиционным ожиданиям, не боясь порицания и наказания.
Итого, главной  причиной дискриминации женщин сегодня остался субъективный фактор – политика власти.

Profile

stats_ok: (Default)
stats_ok

March 2014

S M T W T F S
       1
23 4 5 678
910 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 17th, 2025 10:25 am
Powered by Dreamwidth Studios